Высшая школа экономики проанализировала предварительные итоги демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в 2018 году

12.08.2018

Высшая школа экономики проанализировала предварительные итоги демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в 2018 году

Институт образования НИУ ВШЭ подготовил предварительные итоги и возможности масштабирования демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в 2018 году. Исследование было представлено на деловой программе финала VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Южно-Сахалинске.

«Мы являемся одной из немногих стран, где фактически до последнего времени даже не возникали попытки объективного контроля качества профессионального и высшего образования. Поэтому появление WorldSkills и демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills – это очень важный шаг в формировании такой системы контроля качества профессионального образования», - сказал научный руководитель Института Образования Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Исак Фрумин.

Краткое сравнение результатов демэкзамена за два года реализации пилотного проекта привел директор Центра исследования среднего профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев. Он сообщил, что демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills прошел по 84 компетенциям в 58 субъектах Российской Федерации. Участие в оценке квалификации приняли более 30 тысяч человек.

Наибольшее число экзаменуемых было отмечено в компетенциях «Ремонт легкового автотранспорта», «Поварское дело» и «Сварочные технологии», что коррелирует с уровнем популярности этих специальностей в образовательных учреждениях.

Эксперт разделил все регионы по группам в соответствии с характером проведения демонстрационного экзамена. Так, в безусловных лидерах по вовлечению студентов в демонстрационный экзамен относительно доли всех студентов в регионе оказались Москва и Ненецкий АО.

«Можно выделить группу регионов «на низком старте» - это те, кто только начинает масштабировать этот процесс, регионы «через тернии к звездам» - где больше всего студентов, сдавших экзамен в условиях низкого финансирования и низкой оснащенности, «золотая середина» - у них есть все ресурсы, чтобы наращивать результаты, группа «кадры решают все» - там делается ставка на мастеров и подготовку персонала, и есть регионы из группы «нереализованный потенциал» - у них хорошая ресурсная оснащенность и низкие результаты», - привел результаты анализа Федор Дудырев.

Опытом проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в Томской области поделилась заместитель губернатора региона по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова.

«Для подготовки демонстрационного экзамена мы проводили технологическое оснащение при помощи работодателей и различных источников финансирования. Мы переориентировали ресурсы разных организаций для того, чтобы создавать технологические площадки по компетенциям централизованного характера. В итоге у нас было 25 центров проведения демонстрационного экзамена в 20-ти профессиональных образовательных организациях. Мы привлекли 75 партнеров из числа работодателей для проведения ДЭ», - сообщила Людмила Огородова.

Она добавила, что по итогам экзамена по 10 из 21 компетенции Томская область превысила общероссийские показатели. Лучшие результаты регион показал в компетенциях «Кондитерское дело», «Ресторанный сервис», «Туризм», «Медицинский и социальный уход» и «Преподавание в младших классах».

Руководитель Департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста Агентства стратегических инициатив Юлия Ханьжина в своем выступлении подчеркнула важную роль работодателей при проведении демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills.

«Это делается на территории производственных площадок по тем компетенциям, по которым проходим демонстрационный экзамен. Например, сварка, работа на станочном оборудовании или поварское дело. Площадки оборудуются в соответствии с инфраструктурными листами ДЭ — оборудование и расходные материалы. Студент, будущий участник производственного процесса показывает навыки по модулям. Те заказчики, которые заинтересованы у себя, на реальном оборудовании, посмотреть, как это может выглядеть в производственном процессе, сами открывают площадки, экспертируют свою команду. Нужно расширять этот формат для того, чтобы заказчик был готов сам на своей площадке проверить компетентность будущих сотрудников», - подчеркнула Юлия Ханьжина.

Она также отметила, что на Дальнем Востоке, где проблема дефицита квалифицированных специалистов стоит особенно остро, именно запрос на кадры от крупных производств и инвестиционных проектов должен стать стимулом к распространению практики проведения демонстрационных экзаменов.

«На Дальнем Востоке Хабаровский край является приоритетным по увеличению количества участников и расширению числа компетенций при проведении ДЭ по стандартам WorldSkills. Сейчас важно со стороны других субъектов изучить, как движется Хабаровский край. Взять их лучшие практики и начать более активно участвовать в проведении демонстрационного экзамена», - сообщила Ханьжина.

Подводя итоги дискуссии, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов высказал свои пожелания к дальнейшей работе по расширению практики проведения демонстрационных экзаменов и анализу их результатов в регионах России. В частности, он рекомендовал пересмотреть способ оценки результатов с точки зрения востребованности кадров заказчиками.

«Сейчас вся аналитика упирается к работодателям и мы забываем о самозанятости. Мне кажется, что направление массовой занятости сейчас связано не с работой на кого-то, а с работой на себя. Об этой парадигме мы очень часто забываем вообще, а мне кажется, что ее, наоборот, необходимо развивать», - подчеркнул Уразов.

Пилотный проект по внедрению демэкзамена по стандартам WorldSkills в систему государственной итоговой аттестации стартовал в 2017 году. Это единственная в России независимая оценка подготовки кадров.  На этом экзамене студенты выполняют задания, разработанные экспертным сообществом WorldSkills на основе конкурсных заданий чемпионатов международного движения. Свыше 14 000 студентов и выпускников колледжей и нескольких вузов сдали демонстрационный экзамен по 73 компетенциям, а в этом году его сдадут уже 30 000 человек. В мире демэкзамен признали такие страны, как Китай, Индия, Иран, Новая Зеландия, Монголия, Казахстан и Белоруссия.