Владимир Путин поддержал идею закрепить статус стандартов WorldSkills в системе профессиональной подготовки кадров

06.03.2018

Владимир Путин поддержал идею закрепить статус стандартов WorldSkills в системе профессиональной подготовки кадров

В короткие сроки по всей стране необходимо сформировать центры опережающей профессиональной подготовки. Такое поручение президент Владимир Путин дал на совещании в Екатеринбурге. Глава государства также заявил о важности нормативного закрепления статуса стандартов WorldSkills в системе профессиональной подготовки кадров.

«Это можно сделать на уровне Министерства образования или даже выше - отрегулировать через постановление правительства. Я согласен, статус стандартов должен быть закреплен», - сказал президент.

На совещании обсуждалась реформа системы профессионального образования.

«Как показывает исторический опыт, выход на передовые новые рубежи, достижение амбициозных, больших целей всегда обеспечивались серьезными изменениями в профессиональном обучении», - отметил Владимир Путин.

Он напомнил, что вместе с предприятиями в России уже сделан значительный шаг вперед в развитии дуального образования, в котором тесно интегрированы и обучение, и практика. Бизнес все чаще берет под свое начало колледжи и техникумы, активно участвует в проведении чемпионатов по рабочим профессиям по стандартам WorldSkills.

«Наша страна присоединилась к этому движению в 2012 году, а в прошлом году российские молодые профессионалы одержали командную победу уже на чемпионате мира по рабочим профессиям, добившись успехов в том числе по ИТ-специальностям, - уточнил президент. - В сборной России – 58 специалистов мирового уровня, а нам с вами, отечественной экономике нужны сотни тысяч мастеров своего дела. Важно, используя накопленный опыт и методики, сделать так, чтобы вся наша система подготовки кадров соответствовала, а лучше и сама задавала высокие мировые стандарты, учитывала те глобальные технологические перемены, которые происходят в мире».

«Владимир Владимирович, вы говорили о необходимости реформ в среднем профессиональном образовании. Перед тем, как двигаться в путь, нужно определить, где мы находимся в настоящий момент. С одной стороны, Россия - номер один по итогам мирового чемпионата по профессиональному мастерству в Абу-Даби. С другой, подготовка только 17 процентов ребят, которые прошли через демонстрационный экзамен - систему независимой оценки практических умений и навыков выпускников - соответствует мировым стандартам», - констатировал, выступая на совещании, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов.

Почему эту цифру можно рассматривать как барометр?

Во-первых, стандарты WorldSkills, по словам Уразова, «собираются», постоянно актуализируются и практически проверяются лучшими в своих профессиях экспертами из 78 сильнейших стран, включая Россию.

Во-вторых, стандарты WorldSkills представляют собой сжатую практику. Это важный момент: 80 процентов работодателей в России считают, что работникам не хватает в первую очередь именно практических навыков.

«Стандарт WorldSkills определяет четыре составляющих: кто должен учить, на каком оборудовании, что человек обязан уметь делать и как это оценивать, - пояснил генеральный директор Союза «Молодые профессионалы». - Начну с последних двух пунктов - они результирующие: навыки и оценка.

В стандарт включаются лучшие мировые и отечественные практики из реальных производств. Плюс те навыки, которые сейчас только начинают появляться. Получается эталонный стандарт. Если вы ему соответствуете, это означает, что вы не как все, вы стараетесь быть лучше, чем другие, сильнее, чем другие.

Второй момент - оценка. 

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills, а это и есть инструмент оценки, моделирует реальные производственные процессы. Например, фрезеровщик должен уметь сделать деталь, предварительно спрограммировав, с точностью до 10 микрон. Сварщик должен сварить сварочный сосуд, который потом ещё опрессовывается под давлением в 70 атмосфер. Это реальные производственные задачи.

Такой способ оценки мы впервые протестировали в 2017 году в ходе проведения демонстрационного экзамена в 26 регионах, включая Свердловскую область и Хабаровский край, которые у нас на хорошем счету. К слову, многие из этих территорий входят в поддержанный вами проект Агентства стратегических инициатив «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста». В эксперименте приняли участие почти 250 колледжей. Представители семисот крупнейших российских компаний напрямую участвовали в оценке в качестве профессиональных оценщиков – экспертов.

Было 14 тысяч ребят. Как я говорил, только пятая часть сдала этот экзамен успешно».

Где могут быть зоны роста? 

Во-первых, это мастера производственного обучения.

«По вашему поручению, Владимир Владимирович, мы в Академии WorldSkills начали заниматься повышением квалификации наставников, которые учат студентов колледжей и техникумов быть профессионалами, работать руками и головой. Через нашу систему переподготовки прошло уже шесть тысяч мастеров, - отметил Роберт Уразов. - Есть несколько цифр, которые очень наглядно характеризуют ситуацию.  Когда мы впервые проводили набор, столкнулись с тем, что примерно 90% мастеров ни разу за все время работы не повышали свою квалификацию. Они продолжают преподавать студентам ровно то, чему их научили 30 лет назад.

Больше 70% наставников, которые пришли к нам на обучение, не имели даже электронной почты! А в целом статистика такова, что лишь 2,5 процента мастеров соответствуют мировым стандартам: всего 700 человек из 27 тысяч. 

Нам требуются совсем другие наставники: не теоретики, а практики, знающие не только азы, но и последние тенденции в своей профессии, использующие передовые инструменты, мотивированные постоянно повышать своё мастерство. Говоря простым языком, если мастер учит будущего сварщика, то он сам должен быть первоклассным сварщиком. Сейчас, а не 30 лет назад».

Второй момент - это оборудование, которое используется для подготовки специалистов.

«Мы работаем со всеми колледжами страны. Их 3600. Современно оснащены чуть больше 100 колледжей - менее 3 процентов. И то лишь по одной-двум профессиям из десятка, - констатировал Роберт Уразов. - Но на старом станке вы сами понимаете, нового специалиста подготовить невозможно.

Что нам кажется важно было бы сделать. Действительно необходимо определить место и статус стандартов WorldSkills в системе профессиональной подготовки кадров. Цель должна быть зафиксирована.

По мастерам. В нашем движении мастера имеют возможность профессионально расти, становясь сертифицированные экспертами. Но важно, чтобы система карьерных лестниц для мастеров была построена в образовательных учреждениях. Требуется также снять барьеры, которые мешают людям, обладающим необходимыми знаниями, умениями и навыками, работать в системе профессиональной подготовки кадров. Я имею в виду существующее сегодня требование иметь педагогическое образование.

Оборудование. Понятно, что переоснастить все 3600 колледжей в стране, невозможно - это безумно дорого. Поэтому для начала предлагаем создать, как минимум, по одному современно оснащенному центру опережающей подготовки, так называемому ЦОПу, в каждом регионе страны. Там должны быть лучшие мастера и лучшее оборудование. Требования к выпускникам внутри таких центров должны быть самыми высокими и соответствовать мировому уровню. Важно, чтобы такие центры существовали не отдельно, а были бы объединены в сеть и работали по единым стандартам. Просим поддержать инициативы нашего движения».

 

 

 

Подписывайтесь на наши новости в Telegram.