Региональные команды – участники проекта «Билет в будущее» прошли обучение в Москве

09.08.2019

Региональные команды – участники проекта «Билет в будущее» прошли обучение в Москве

Представители субъектов РФ, которые прошли отбор для реализации практических мероприятий проекта по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», собрались на обучающее мероприятие в Москве. Его участникам презентовали общую концепцию проекта, дали информацию по каждому этапу и проконсультировали по всем вопросам. Площадкой для обучающего мероприятия стал «Мастерславль» – семейный тематический парк, в котором дети знакомятся с профессиями.

Ранняя профориентация – одна из самых важных задач национального проекта «Образование». Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов «Билет в будущее», федеральным оператором которого является Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», призван научить подростков делать профессиональный выбор. По данным заместителя министра просвещения РФ Ирины Потехиной, помощь в выборе жизненного пути сегодня нужна практически всем школьникам.

 «90% подростков не понимают, чего хотят и что им интересно, а также не имеют никакого представления о том, что собой представляет рынок труда. 10% − приблизительно осознают, какая сфера профессиональной деятельности им близка, например выбирают все, что связано с техникой или компьютерами, хотят заниматься сельским хозяйством или творчеством. И только 2% детей с повышенной мотивацией. Наша задача − сделать так, чтобы дети могли сопоставить свои наклонности, способности и интересы с тем, что предлагает им действительность, и найти свое место в жизни, – подчеркнула Ирина Потехина во время выступления перед региональными командами.

Проект состоит из трех этапов. На первом участники проходят комплексную онлайн-диагностику. Тестирование помогает определить уровень осознанности и готовности учащегося к выбору, сферу его профессиональных интересов. Второй этап предполагает погружение учащегося в выбранную профессиональную среду под руководством опытного наставника. На третьем этапе на основании изучения информации о тестах и практических профориентационных мероприятиях подросток получает рекомендации по построению индивидуального учебного плана.

«“Билет в будущее” становится все более масштабным. Он предусматривает уже целый блок мероприятий, которых раньше не было.  Мы можем говорить о том, что школьник получил “Билет в будущее”, только если он прошел три этапа тестирования, принял участие в трех практических мероприятиях и получил практические рекомендации от педагога-навигатора, −  пояснила директор департамента по реализации проектов развития детей и молодежи Евгения Кожевникова. В этом году педагоги-навигаторы, отобранные для реализации проекта в регионах, пройдут специальное обучение. Это новая смысловая нота проекта. Мы готовы предложить регионам большое количество разных практических форматов, например профессиональные пробы на площадке в колледже, фестивали профессий, интерактивные экскурсии – прекрасно, кстати, себя зарекомендовали экскурсии на чемпионаты профессионального мастерства. Все это позволит выстроить логику восприятия профессии через погружение в нее. Нужно определиться с предпочтениями, примерить профессию на себя, почувствовать себя в роли специалиста, а дальше сделать осознанный выбор или продолжить поиски».

Участники мероприятия были единодушны: реализовать все мероприятия проекта будет непросто, но подход к вопросу профориентации, предложенный Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», очень верный и своевременный.

«Проект с организационной точки зрения очень сложный, но очень интересный и полезный для региональных организаторов профориентационной работы. “Билет в будущее” − это попытка нам самим определить основное русло работы. У нас есть незакрытые вакансии и переизбыток специалистов, когда родители приходят и с красными глазами говорят, что у ребенка красный диплом, а он как молодой специалист никому не нужен. Если рассматривать профориентацию как процесс формирования осознанности и способности обоснованно выбирать, то этой проблемы не возникнет. Наш проект – про самый главный навык – делать постоянный выбор и нести за это ответственность», − рассказала региональный координатор проекта «Билет в будущее» Самарской области Татьяна Четверикова.

«На территории Томской области для бюджетных подведомственных образовательных организаций контрольная цифра приема − 4839. Статистика набора показывает, что число желающих учиться уже в три раза больше. В некоторых учреждениях, например в педколледже, на 200 бюджетных мест −1800 желающих. Очень часто абитуриенты наугад выбирают профессию. Мы вынуждены сегодня включать в приемные комиссии до 10 человек, только чтобы они разъясняли, чем отличается веб-дизайн и разработка от 1С-программирования на предприятии и т. д., − описал ситуацию Юрий Калинюк, начальник департамента профессионального образования Томской области. − Проблему надо решать системно. Мы сейчас через координационный совет при губернаторе доказали, что нам надо увеличивать цифры приема, открыли новые направления обучения и будем еще более плотно заниматься профориентацией, чтобы поступление в наши колледжи было результатом осознанного выбора».

Профориентация как процесс формирования способности выбиратьставит новые задачи перед регионами, уверена начальник отдела сопровождения и реализации целевых программ Министерства образования и науки Хабаровского края Ольга Перминова.

 «То, что говорили сегодня организаторы о смыслах проекта, прямо в струю идет. Нам важно увеличить число детей с осознанной компетентностью, чтобы они хотели и могли выстроить свою профессиональную деятельность. Мы получили четкие и лаконичные задачи и рекомендации по реализации проекта и осознали, что это вызов для нас. У нас в крае очень большой отток населения. Мы должны так представить мир наших профессий и возможностей, чтобы дети остались на нашем любимом Дальнем Востоке», − отметила она.

Запуск массового тестирования на платформе https://bilet.worldskills.ru/platform и участия в практических мероприятиях запланирован на начало сентября. Затем начнутся практические мероприятия.