Работодатели поддержали инициативу по ускоренному внедрению стандартов подготовки специалистов по перспективным профессиям

26.11.2020

Работодатели поддержали инициативу по ускоренному внедрению стандартов подготовки специалистов по перспективным профессиям

Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» совместно с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) и «Университетом 2035» приступил к реализации экспериментального проекта по ускоренной разработке стандартов подготовки кадров по перспективным профессиям будущего. При этом, как отмечают эксперты и работодатели, проект потребует актуализации профстандартов, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и образовательных программ, а также принципиального изменения подхода к практическому внедрению стандартов образования.

В рамках деловой программы интенсива «Архипелаг 20.35» состоялась экспертная сессия по обсуждению рынка труда будущего и тех специалистов, которые на нем станут востребованы.

В дискуссии приняли участие генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов, замдиректора направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина, ректор «Университета 2035» Нина Яныкина, директор направления «Развитие на основе данных» «Университета 2035» Андрей Комиссаров, а также представители Минтруда, Минобрнауки, Минпросвещения России, Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, представители НИУ ВШЭ. Кроме того, к обсуждению подключились и представители крупнейших компаний-работодателей, таких как Сбер, Mail.ru Group, ПАО «Газпром нефть», представители бизнеса в сфере ИТ и компьютерных игр, которые обратили внимание на болевые точки при подготовке специалистов по передовым компетенциям.

Как отметил Роберт Уразов, до недавнего времени существовали компетенции, существенное обновление стандартов которых происходит раз в 30 лет. Это касается некоторых традиционных рабочих профессий. На сегодняшний день такие профессии, как, например, поварское дело или столярные технологии, за год обновляются лишь на 10% относительно существующих стандартов. А есть профессии будущего, которые ежегодно обновляются более чем на 50%, и работодателям важно получать квалифицированных специалистов, владеющих актуальными навыками, а не устаревшими. К таким компетенциям в том числе относятся кибербезопасность, машинное обучение и большие данные. В пилотный проект вошел блок именно быстроразвивающихся компетенций.

Одна из основных проблем, с которыми сегодня сталкиваются как разработчики образовательных программ, так и работодатели, – стремительное развитие самих компетенций и, как следствие, изменение требований рынка, за которыми сегодня разработчики профессиональных стандартов и образовательные регуляторы не поспевают.

«В современном мире скорость внедрения технологий критически увеличивается. Цифровые технологии существенно обновляются за 2-3 года. Это означает, что былой роскоши, когда мы можем потратить года на стандартизацию, больше нет. Если вы тратите 2-3 года на то, чтобы прописать профстандарты “кибербезопасника”, то вы уже проиграли. Поэтому здесь главное требование – способность быстро реагировать на происходящее, а еще лучше – умение предвидеть», – подчеркнул Роберт Уразов.

Сегодня разработка профстандартов занимает 1-2 года и только после их последующего утверждения организации могут создавать соответствующие образовательные программы.

Как сказал Роберт Уразов, сейчас на разработку профессионального стандарта уходит 170 дней, ФГОС – 280 дней, а образовательной программы – 82 дня. Итого полный цикл происходит в лучшем случае за 532 дня. Это время пути образовательной программы до студента.

Поэтому одной из основных задач, которая стоит перед участниками пилотного проекта, является не только прогнозирование будущих компетенций, но и ускорение полного цикла разработки и внедрения профстандартов по ним.

«Мы убеждаемся в том, что там, где существуют жесткие каркасы описания всех квалификационных требований, возникает вопрос: как их быстро и гибко поменять? Это действительно большой вызов, когда профессии как таковой официально еще нет (она не описана, не всегда понятен блок ключевых компетенций), а на рынке труда она уже востребована. Большая задача нашего пилотного проекта заключается в том, чтобы построить гибкую модель для того, чтобы она существовала в нормативном поле и при этом оправдывала ожидания конечного заказчика», – отметила Юлия Ханьжина.

В первичный перечень перспективных компетенций ближайшего будущего вошли прежде всего цифровые – наиболее востребованные на зрелых и прорывных мировых рынках: геймдизайнер, специалист по облачным и распределенным системам, AR/VR-специалист, аналитик / обработчик данных, педагогический дизайнер, образовательный технолог (цифровой методист), образовательный дата-инженер, специалист по машинному обучению.

«В целом такие профессии действительно нужны,отметил во время экспертной сессии руководитель направления Центра исследования данных Сбера Сергей Аксенов. – Нужна динамическая карта компетенций, когда одни и те же специалисты будут совмещать сразу несколько компетенций – какие-то навыки должны накладываться друг на друга, какие-то совмещаться, создавая новые профессии. И потребности работодателей будут сильно меняться в сторону разработчиков, которые умеют работать с облачными вычислениями, с распределенными вычислениями».

Его поддержали и другие представители бизнеса. В частности, представитель рабочей группы рынка ГеймНет НТИ, руководитель стартапа BillaGames Александр Зезюлин подчеркнул, что очень важно работать над новыми профессиями, особенно в прорывных областях, где творческий потенциал человека сталкивается с технологиями, где мы пока не знаем, как правильно учить людей.

Впрочем, на пути реализации образовательного процесса и подготовки современных специалистов, которые бы отвечали запросам работодателей, пока еще стоит формальная часть – проработка документов. О том, сколько времени и сил сегодня необходимо потратить на внедрение образовательных курсов, рассказал Дмитрий Карасев, основатель саранской компании BYTEX (разработка и тестирование компьютерных игр), сотрудники которой заинтересованы в обучении специалистов: «Очень сложно вписываться в действующие ФГОСы, особенно на уровне региональных вузов, поэтому мы пошли через дополнительное профессиональное образование, с болью получили образовательную лицензию, читали факультативы в местных университетах – и наших специалистов зовут читать лекции по прототипированию в Высшую школу бизнес-информатики в ИТМО».

При этом BYTEX имеет статус аккредитованного по международным стандартам International Software Testing Qualification Board учебного центра подготовки специалистов по тестированию программного обеспечения – Game QA.

«Ушел год, чтобы заявить о том, что стандарт нужен, и еще уйдет год на то, чтобы этот стандарт написать. Три года бесед с региональным министерством образования привели к тому, что, возможно, мы сейчас все-таки запустим на базе СПО несколько курсов», – отметил Дмитрий Карасев, подчеркнув, что новые программы повысят эффективность работы сотрудников для конкретного работодателя и создадут для самих работников дополнительные преимущества на рынке труда.

Эксперты обращают внимание на то, что специалист будущего, который требуется на рынке, – это в первую очередь не профессионал в одном конкретном направлении, а человек, владеющий навыками из разных отраслей. К примеру, в задачи педагога будет входить не только необходимость работать с методологией, но и свободно ориентироваться в цифровых технологиях.

«В реализации проекта используется наша разработка “Цифровая модель компетенций” – алгоритм на основе искусственного интеллекта, получивший высокую оценку экспертов Минтруда России. Используя массив данных из более 150 миллионов вакансий и профессиональных мероприятий, данные профессиональных сообществ и технологических стартапов, такой алгоритм способен сократить время сбора и анализа информации», – уточнил Андрей Комиссаров.

Во время эксперимента «Университет 2035» и Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» смогут создать перечень перспективных профессий будущего, а также предложить методы ускоренной квалификации по результатам освоения программ обучения по этим профессиям.

Все работы по пилотному проекту должны завершиться до 1 ноября 2021 года.

Топ-8 востребованных компетенций будущего, отобранных экспертами проекта, профстандарты которых должны оперативно разрабатываться и внедряться для совершенствования образовательного процесса

Геймдизайнер – специалист по дизайну компьютерных игр, создающий захватывающий мир из сюжета, игровых механик, героев и графики.

Специалист по облачным и распределенным системам – специалист, способный не только администрировать автоматизированную систему, которая поддерживает сервер, но и создавать целую архитектуру облачной среды; обеспечивать хранение данных; виртуализировать данные для реализации облачной технологий.

AR/VR-специалист – специалист, который разрабатывает приложения виртуальной и дополненной реальности. Сегодня разработчики виртуальной и дополнительной реальности требуются не только на игровом рынке, но и в маркетинге, образовании, медицине, промышленности.

Аналитик / обработчик данных – специалист, который собирает, обрабатывает, изучает и интерпретирует данные, опираясь на которые компании, практикующие подход дата-драйвер, принимают решения.

Педагогический дизайнер / дизайнер образовательных сред – специалист по проектированию, дизайну, созданию, внедрению и адаптивному изменению образовательных сред, направленных на достижение поставленных результатов конкретной группой учащихся с учетом их индивидуальных показателей.

Образовательный технолог (цифровой методист) – специалист по технологическому сопровождению образовательных сред, маршрутов и траекторий. Занимается подборкой, настройкой и внедрением технологического инструментария, отладкой элементов интерактивных взаимодействий, обеспечивает связность технологической и методической сторон образовательного процесса.

Образовательный дата-инженер – специалист по разметке, сбору, анализу и интерпретации данных в процессе обучения (в том числе данных образовательного опыта, данных состояний учащихся, данных взаимодействий и показателей развития метапредметных навыков).

Специалист по машинному обучению – специалист, работающий в сфере создания и контроля искусственного интеллекта (ИИ). Главная задача – научить программу анализировать данные и делать на их основе логические выводы, саморазвиваясь.