Кузбасс представил решения по цифровой трансформации образовательной среды

20.09.2020

Кузбасс представил решения по цифровой трансформации образовательной среды

Проведение финала VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) стало мощным импульсом модернизации системы образования Кузбасса – региона, где проходило мероприятие. Министр образования и науки Кемеровской области Софья Балакирева отметила, что ключевым вектором модернизации выступила цифровая трансформация образовательной среды. При этом она обращает внимание на важность проработки принимаемых решений и оценки их эффективности: «От практических мелких шагов мы идем к обобщению информации и необходимости тестировать решения».

Процесс цифровой трансформации напрямую коснулся Новокузнецкого строительного техникума, который в дни проведения финала функционирует в качестве центра управления соревнованиями. 17 сентября техникум был официально открыт в новом статусе, теперь называясь Кузбасским колледжем архитектуры, строительства и цифровых технологий. «Преобразование потребовалось для того, чтобы формировать новые компетенции наших выпускников, – объяснил директор колледжа Андрей Феоктистов. – Мы готовимся выпускать уникальных специалистов и заложили в основу подготовки персонализацию образовательной траектории».

Структурные изменения потребовали трансформации образовательной программы колледжа, которая настроена в соответствии с рыночными запросами, в том числе в перспективе четырех лет, когда заложенные колледжем компетенции позволят обеспечить востребованность выпускников.

«Сейчас всё чаще говорят о продуктовых командах, которые создают готовый продукт, – рассказал Андрей Феоктистов. – Сборка команд и их взаимодействие происходит на цифровых платформах. Такие команды, сформированные во время учебы в колледже, в будущем могут формировать собственный бизнес». Цифровые решения также позволят учитывать достижения студентов, собирая их в портфолио для будущих работодателей.

Руководитель открытого в 2017 году первого Центра опережающей профессиональной подготовки, директор Сибирского политехнического техникума и председатель Союза директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области Виктор Лысенко отметил, что региональная образовательная экосистема строится на 7 принципах: образовательный дизайн (вместо федерального государственного образовательного стандарта), образовательный контент (вместо учебников), нелинейная образовательная среда (вместо стандартных программ), стирание пространственно-временных границ (вместо учреждений и расписаний), свободный выбор квалификации (вместо стандарта), смешанное обучение (вместо традиционного), диалоговый характер образования (вместо фронтальной передачи знаний).

«Если все эти 7 принципов, которые мы увидели для себя, для центра опережающей подготовки, для колледжа, вообще для профессионального образования Кузбасса, заработают, то их можно транслировать на всю образовательную систему», – подчеркнул он.

Заведующая лабораторией НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний Ольга Трубникова представила два примера практического применения цифровых технологий в индустрии здоровьесбережения. Первый проект связан с нейротехнологиями на службе медицины: предложенный институтом тренинг направлен на когнитивную реабилитацию пациентов с сердечно-сосудистыми патологиями.

«Вторая технология представляет собой особый интерес для нашего региона – это организация виртуального рабочего места оператора горнодобывающего производства», – уточнила Ольга Трубникова. В ходе выполнения проекта будут разработаны рекомендации по психической эргономике рабочего пространства диспетчеров и операторов, работающих в условиях виртуальной реальности. Реализация этого проекта позволит создавать высокотехнологичные рабочие места на горнодобывающем производстве.

«Цифровое предприятие – это прежде всего организация, которая использует цифровые технологии для управления бизнес-процессами, сотрудниками, маркетингом», – отметил директор центра обучения кадров «СДС Азот» Сергей Тюменев, описывая контур цифровой трансформации и ее инструменты, работающие на развитие компании.

«Цифровая среда – это не просто переложение в цифру, а нечто большее: это умная аналитика, подготовка управленческих команд, ориентация на успех каждого участника, сетевое взаимодействие, вовлечение родителей и сообществ в процесс образования», – такое мнение высказала руководитель направления цифровой поддержки вузов Skyeng Education System Виолетта Усанова.