VII НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОНАТ СКВОЗНЫХ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ WORLDSKILLS HI-TECH 2020

Путь от идеи к инновации выстраивает знание рынка

Новости

В рамках деловой программы VII Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2020 состоялась сессия «Каких знаний не хватает российским инновациям? Продуктовая трансформация через развитие компетенций», на которой руководитель программы «Вектор» Академии Ростеха Андрей Батрименко поделился с аудиторией опытом госкорпорации по технологии превращения идеи в инновационный продукт.
Большинство стартапов терпят неудачу на рынке потому, что создают продукты, которые никому не нужны – это касается и венчурных проектов, и внутрикорпоративных инноваций. Они не учитывают состояние рынка и потребности целевой аудитории, объяснил Андрей Батрименко.
«Специфика современного мира инноваций состоит не в том, чтобы создать продукт, а в том, чтобы его продать,  отметил спикер. – У нас в стране мы четко видим этот большой стратегический разрыв: люди, которые очень глубоко понимают физику, математику или компьютерные технологии, зачастую не умеют правильно работать с рынком и проводить его исследования. Вот эту историю мы в корпорации и пытаемся закрыть с помощью программы “Вектор”».
Эту программу в Ростехе называют гибкой экосистемой развития инноваций. «Вектор»  комплексная программа по выявлению и обучению технологических лидеров из числа сотрудников Ростеха  направлена на повышение компетенций, необходимых для развития новых высокотехнологичных гражданских направлений. С ее помощью Ростех решает стратегическую задачу, поставленную президентом России перед всем оборонно-промышленным комплексом страны,  довести к 2030 году долю гражданской продукции до 50% от общего объема ВПК.
«Мы выстраиваем программу вокруг людей – и это ключевое отличие нашего подхода от технологических фреймворков, которые ориентируются на проект,  уточнил Андрей Батрименко. – Фактически мы создаем кадровый актив, необходимый для диверсификации наших предприятий и увеличения доли гражданской продукции».
«Диверсификация» не равно «конверсия», подчеркивает спикер: речь не идет о том, чтобы отказаться от выпуска военной продукции или продукции двойного назначения, а, скорее, о том, чтобы создать условия для выпуска технологических продуктов для гражданского рынка и тем самым повысить стабильность предприятий ОПК.
Внутри программы решаются три ключевых задачи. В первую очередь идет поиск среди сотрудников людей, которые могут и хотят совершать эту продуктовую трансформацию – в корпорации их называют технологическими лидерами. Отобранные кандидаты проходят обучение, которое помогает им обрести компетенции, необходимые для развития новых технологичных гражданских направлений. «Это те самые рыночные компетенции, которых не хватает в целом в мировых инновациях, а в наших российских особенно,  уточнил руководитель Академии Ростеха.  В нашу программу встроен специальный образовательный модуль, который повышает эти компетенции».
Карта компетенций программы «Вектор» описывает профиль технологического лидера как человека, занимающегося продуктовой трансформацией и обладающего определенными компетенциями, а также стремлением к достижениям. В первую очередь он должен быть гибок в мышлении и иметь развитые аналитические способности.
В целом весь внутренний цикл программы представляет собой научный способ создания продуктов, при котором предлагаемая идея инновационного проверяется бизнес-гипотезой, объяснил спикер: «Мы даем каждой команде эксперта, трекера, который имеет опыт работы с большим количеством разных стартапов в разных отраслях, и мы еженедельно помогаем корректировать план действий команды, например если гипотеза при проверке экспериментом оказалась неудачной, команда должна вернуться на шаг назад и пересмотреть ее или переключиться на новую».
Такой способ создания продуктов понижает риски его провала на рынке, считают в Ростехе. Гипотезы проверяются в бизнес-акселераторе корпорации, который был создан в прошлом году для поддержки продуктовой трансформации предприятий. В целом Ростех выделил 100 млн руб. на поддержку проектов программы «Вектор», запущенных в 20182019 годах.
«Эта программа нужна для того, чтобы идеи технологических лидеров корпорации превратились в продукты, то есть чтобы люди на практике применили полученные знания о механизме работы рынка и на выходе этого процесса появились инновационные продукты»,  отметил Андрей Батрименко.
Программа реализуется на базе ИТ-платформы Ростеха. Онлайн-платформа «Вектор» работает на российских серверах, обеспечивая безопасность и неприкосновенность персональных данных, которые хранятся в закрытом контуре. В системе функционируют свыше 300 предприятий из более чем 200 городов страны, поэтому 90% содержания программы выстроено в формате дистанционных активностей.
Опыт корпорации Ростех по превращению идей в инновации будет полезен всем, кто всерьез озадачен неудачами своего стартапа или только собирается его создать. По мнению Андрея Батрименко, российским и мировым инновациям не хватает ориентации на клиента, то есть предпроектных исследований, которые проверяли бы гипотезы о проблемах целевой аудитории. «Прежде чем начинать работы по созданию технологического продукта, следует проверить рыночные гипотезы»,  уверен эксперт, призывая аудиторию сессии начинать создание новых продуктов с изучения его целевой аудиторию. «Желательно, чтобы вы выходили из офиса, ехали и общались с людьми, стараясь узнать их проблему, как они сейчас ее решают, с какими трудностями сталкиваются, сколько времени или денег они тратят на решение этих проблем. И только после того, как вы убедились, что рынок существует, то есть в нем присутствует проблема, которую вы готовы решить, можно приступать к созданию продукта».
Справочно
VII Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech проходит с 23 по 30 октября 2020 года в Екатеринбурге в дистанционно-очном формате. Это самые масштабные соревнования по профессиональному мастерству среди специалистов крупнейших отечественных предприятий в возрасте от 16 до 49 лет в России. Благодаря новому формату продемонстрировать свои практические навыки также смогут студенты вузов, совмещающие учебу и работу на производствах.
Чемпионат проводится в рамках нацпроекта «Образование» Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Правительства Свердловской области, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», крупнейших холдингов и корпораций. Стратегическим партнером чемпионата является компания «Сибур», инновационным партнером – ГК «Ростех», золотым спонсором  ГК «Роскосмос».
В соревнованиях принимают участие более 300 участников из России и 12 стран мира. Экспертное сообщество представят более 100 человек. Участники поборются за призовые места в 24 компетенциях в дистанционном и аккумуляционном форматах. Участники будут выполнять задания под прицелом видеокамер на более чем 100 площадках промышленных предприятий, корпоративных учебных центров, а также партнерских вузов и колледжей по всей стране. Эксперты будут контролировать ход соревнований удаленно в онлайн-режиме. Оценку работ участников по 17 компетенциям проведут дистанционно, по 6 компетенциям изготовленные изделия направят почтой в центр управления соревнованиями в Екатеринбурге.
В рамках WorldSkills Hi-Tech 2020 проходит финал II Национального чемпионата «Навыки мудрых» для сотрудников предприятий возраста 50+ (входит в нацпроект «Демография»). Более 50 участников состязаются в онлайн-формате по 9 компетенциям. Также в рамках мероприятия проходит фестиваль профессий проекта по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», в котором примут участие школьники из любой точки России. Им будут предложены 44 компетенции на уроках профессионального мастерства и 90 – в формате try-a-skill.

Оцените статью
VII НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОНАТ СКВОЗНЫХ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ WORLDSKILLS HI-TECH 2020