В НТК им. Покрышкина рассказали об обучении группы преподавателей и мастеров производственного обучения по программе «Практика и методика подготовки кадров по профессии «Сварщик» с учетом стандарта WorldSkills International

05.09.2016

В НТК им. Покрышкина рассказали об обучении группы преподавателей и мастеров производственного обучения по программе «Практика и методика подготовки кадров по профессии «Сварщик» с учетом стандарта WorldSkills International

2 сентября 2016 года завершилось обучение пятой группы преподавателей и мастеров производственного обучения по программе «Практика и методика подготовки кадров по профессии «Сварщик» с учетом стандарта WorldSkills International «Сварочные технологии» для Базового центра Союза. Программа проходила в Новосибирском техническом колледже им. А. И. Покрышкина. Всего летом 2016 года прошло обучение 5 групп, всего повышение квалификации прошли 94 человека. Аттестация прошла в форме мини-чемпионата по стандартам WorldSkills.

Ведущим преподавателем и тренером программы была Захаришина Нина Михайловна – преподаватель высшей категории Новосибирского технического колледжа им. А. И. Покрышкина, заслуженный мастер профессионального обучения РФ, сертифицированный эксперт и главный эксперт Чемпионата WorldSkills Hi-Tech 2016 года по компетенции «Сварочные технологии». Нина Михайловна очень заботливо и строго курировала обучение всех слушателей от первого до последнего дня. Обучение прошло на современном оборудовании, все слушатели остались очень довольны результатами обучения и сибирским гостеприимством.

Директор департамента подготовки кадров Союза «Ворлдскиллс Россия» Сиова Марина в день выпуска первой группы пообщалась с Ниной Михайловной и заместителем директора Новосибирского технического колледжа им. А. И. Покрышкина Сорокиной Гульнарой Гусмановной.

Сиова Марина: Давайте проведем мини-рефлексию. Как вы считаете, что удалось, что нужно подкорректировать, какие выводы из результатов мини-чемпионата можете сделать?

Захаришина Нина Михайловна: По поводу результатов мини-чемпионата. Мастера и преподаватели составляли отчет и анализ проделанной работы по выполнению конкурсных заданий, свою работу они оценили на 60 процентов. Проблема в том, что преподаватели при обучении студентов практически не получают практического опыта, поэтому в занятия необходимо включать больше демонстраций на практике. При сварке деталей на чемпионате было много дефектов. Мастера были плохо знакомы с оборудованием и поэтому из 2.5 часов, которые давались на сварку только 40 минут уходило на подготовку оборудования.

Сорокина Гульнара Гусмановна: Дело в том, что в первой группе были мастера разных рангов и преподаватели, которые вообще не имеют навыков сварки, поэтому целью было не сварить качественно деталь, а прочувствовать процесс.

Сиова Марина: Мы прекрасно понимаем, что мастер-преподаватель для того, чтобы готовить профессионалов должен сам уметь в совершенстве выполнять то, чему обучает. Можно ли рассчитывать на то, что преподаватели и мастера после прохождения курса смогут готовить профессионалов?

Сорокина Гульнара Гусмановна: Есть те, кто сможет готовить профессионалов и те, кто, может быть, пока не может, но понимает фронт работ и что нужно получать больше практики и готовить своих экспертов.

Захаришина Нина Михайловна: Сначала преподаватели, вообще, не понимали, что стандарты WorldSkills нужно внедрять в образовательные программы, понимание пришло только на обсуждении.

Сиова Марина: Какие еще выводы можете сделать?

Захаришина Нина Михайловна: Все мастера получили практику в подготовке оборудования к работе: его демонтирование, сборка, установка катушки. Из всех участников только двое неправильно установили оборудование – это неплохой результат.

Мы провели небольшое тестирование по стандартам WorldSkills: среди участников всего четверо получили 2, трое получили 3, половина написали на 5, остальные на 4.

Сиова Марина: Как вы считаете, нужно ли вносить какие-то изменения в программу в плане структуры проведения?

Захаришина Нина Михайловна: Не нужно, все этапы идут в правильной последовательности.

Сиова Марина: Хватило ли времени участникам проанализировать результаты, чтобы осилить чемпионат?

Захаришина Нина Михайловна: Мастерам и преподавателям нужно много времени на то, чтобы “переварить” всё, что с ними произошло. Необходимо всё открыть, прочитать, проанализировать.

Сиова Марина: Я думаю, что портал им поможет в этом.

Сорокина Гульнара Гусмановна: Портал будет стимулировать участников. Во-первых, потому что будет проходить рейтинг участия, во-вторых, это целенаправленность и содержательность вопросов. Я считаю, что результаты, полученные на портале, позволят отбирать самых лучших и развивать их дальше. Участие в портале, мероприятие второго декабря и рейтинг – всё это наделяет участников ответственностью. Уровень ответственности подстёгивает участников. Для мастеров и преподавателей портал – это возможность проявить себя.

Сиова Марина: Давайте поговорим об опыте вашего колледжа. Что помогло вам занять такой уровень?

Сорокина Гульнара Гусмановна: Большую роль играют личности. В первую очередь – это директор, которая мобилизовала коллектив для участия, обрисовала возможности: это интересно, престижно, движение вперед. Нам хочется, чтобы наше учебное заведение процветало, у нас хорошая база и квалифицированные специалисты, которые стремятся к новому. Еще один важный фактор – это подбор кадров, создание команды, которая позволяет работать и помогать друг другу совершенствоваться. На нашей базе проводится много мероприятий, потому что они проводятся всегда на высоком уровне.

Сиова Марина: Вы работаете теперь под эгидой Министерства труда, а не под Министерством образования, есть разница?

Сорокина Гульнара Гусмановна: Разница есть. Благодаря этому переходу и тому, что наш министр – новатор, большинство учреждений среднего профессионального образования города Новосибирска на высоком уровне. Вложены огромные деньги в то, чтобы прошла реконструкция, модернизация содержания и оснащения образовательных учреждений.

Под эгиду Министерства образования входят школы, вузы и часть средних учреждений. Поэтому у Министерства очень много подведомственных учреждений. А у Министерства труда только среднее профессиональное образование. Поэтому Министерству труда легче отслеживать, работать и поддерживать средние профессиональные учреждения, они могут глубоко смотреть на проблемы.

Сиова Марина: В какой форме вы получаете поддержку?

Сорокина Гульнара Гусмановна: Достаточно редко мы получаем прямое финансирование на реализацию какой-либо задачи, как правило, мы получаем гранты, благодаря слаженной работе команды. Еще 5 лет назад в нашем учебном учреждении была полная разруха. Несколько лет подряд мы выигрывали гранты в программе развития образовательных учреждений, и это позволило нам сойти с мертвой точки. Наша программа была продумана со всех сторон, и она принесла нам в первый раз 25 миллионов.  Это перед нами открыло большие возможности и перспективы. Приобретение нового оборудования дало нам возможность двигаться дальше. Потоками к нам пошли производственники – это позволило нам развиваться в материальном плане. Призовые места в других программах тоже позволяли нам двигаться вперед. По оснащенности наше заведение поднялось на верхнюю ступеньку, но у нас открываются новые перспективы, мы открываем новые компетенции: это мехатроника, робототехника, под которые нужно приобретать новое оборудование, строить новые лаборатории.

Сиова Марина: А что касается вашей связи с предприятиями, она изменилась с момента перехода под эгиду Министерства труда?

Сорокина Гульнара Гусмановна: Частично, может быть. Наше учреждение было рождено на базе предприятия «Сибсельмаш» как подшефная школа – фабрично-заводское ученичество, с тех пор «Сибсельмаш» раздробился на части, но связи не нарушились.  Мы готовим для промышленных предприятий кадры, а они нам помогают: снабжают материалами, экспертами, финансируют. Например, с «Газпромом» работаем уже долгое время, и мы гордимся тем, что попали в число избранных. Наши ребята несколько лет подряд выигрывают конкурс от «Газпромбанка» и ежегодно получают стипендию – это огромный стимул для роста ребят. Поэтому связь с промышленными предприятиями тесная.

Сиова Марина: Ну и в заключение скажите ещё пару слов.

Сорокина Гульнара Гусмановна: Первую группу мы отработали, нашей задачей было просмотреть, правильно ли мы составили и продумали всю программу, достоинства и недостатки. Как показала программа, опыт Нины Михайловны, а также Романовой Елены Викторовны, которая писала программу, позволил нам достаточно удачно спланировать мероприятие и реализовать его на высоком уровне. Нужно будет провести мониторинг по всем группам и понять, может быть, нужно проводить отбор для того, чтобы готовить профессионалов по стандартам WorldSkills, а не набирать всех подряд. Надеюсь, когда начнутся занятия у второй группы, планка будет повыше. И это для нас стимул и мотивация: чтобы к более высокой планке подняться, нужно самому вырасти.