Интервью с мастером производственного обучения Ольгой Максимовой

15.08.2016

Интервью с мастером производственного обучения Ольгой Максимовой

В период с мая по ноябрь более 700 преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования проходят программы повышения квалификации Базового центра Союза «Ворлдскиллс Россия». В рамках обучения знакомятся с мировыми стандартами компетенций WoldSkills International и лучшими отечественными практиками и методиками подготовки рабочих кадров. Максимова Ольга Валерьевна, одна из первых выпускников программы Базового центра по компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» поделилась с нами своими впечатлениями о программе.

Максимова Ольга Валерьевна, мастер производственного обучения, Ковровский промышленно-гуманитарный колледж, Владимирская область.

Скажите, откуда Вы впервые узнали о программе повышения квалификации базового центра WorldSkills и были ли Вы раньше связаны с Движением WorldSkills?

В 2016 году у нас был областной чемпионат, где я выступала в роли эксперта по компетенциям токарь и фрезеровщик. Так я впервые познакомилась с движением WorldSkills. А на курсы Базового центра мне пришло приглашение на почту, и я отправила свою анкету.

Что для Вас послужило мотивом пройти программу Базового Центра?

После участия в соревнованиях я поняла, что современное оборудование стало более сложным, и у нас не хватает знаний для того, чтобы подготовить участников на должном уровне. Вообще, ребята уже «заболели» соревновательной атмосферой WorldSkills и готовы участвовать дальше. Поэтому чтобы соответствовать современным требованиям, необходимо повышать квалификацию.

Что Вам запомнилось из курса обучения больше всего?

Во-первых, возможность поработать с современным оборудованием и инструментами, которые до этого мы видели лишь на соревнованиях. Во-вторых, запомнилась уютная атмосфера академии DMG MORI. (На базе Академии DMG MORI совместно с ГБПОУ Воронежский политехнический колледж проходило обучение по второму (практическому) модулю программы Базового центра – прим. ред.)

Как у Вас обстоят дела в колледже с оборудованием?

В нашем колледже есть токарный и фрезерный станок. Токарный похож на обычный-универсальный, только со стойкой HAAS. Фрезерный – небольшого размера, больше гравировальный. Таких станков, на которых проводятся соревнования WorldSkills у нас, конечно, нет.

Мы оснастили лабораторию ЧПУ в 2009 году, и эти станки соответствуют современным запросам, но не соответствуют высоким стандартам WorldSkills. Если говорить о программировании, то ПО Mastercam изначально мы купили только для участия в соревнованиях. А сейчас руководство колледжа планирует переработать программу обучения, чтобы ввести обязательное программирование станков уже для всех студентов.

Какую из полученных практик Вы будете применять в дальнейшем обучении в своем колледже?

Глядя на то, как работают мастера на станках, в сравнении с нашими инструментами, мы понимаем, что мы, конечно, отстаем. У нас есть выход – заводы, на которых оснащение лучше, чем у нас, идут нам навстречу, берут наших учеников. Студенты на заводах знакомятся с современными станками и инструментами.

Какой примерно процент практики в обучении?

Практических занятий примерно 60 %.

AV8I8910

Как вы оцениваете влияние программ Базового центра на развитие профессионального мастерства мастеров-наставников производственного обучения?

Это толчок для саморазвития, и я понимаю, что я еще многого не знаю, есть куда расти. На программе мы учимся, повышаем свою квалификацию, делимся и перенимаем опыт друг у друга.

Какие программы, на ваш взгляд, необходимы для развития вашей отрасли?

Для развития нам важно решить проблему с производственной практикой, возможно, нужна программа для поддержки предприятий. Пока предприятия неохотно берут наших студентов –  на заводе дорогие детали, которые ребята могут случайно перевести в брак. Рабочие на заводах должны тратить на обучение студентов много времени, но они и так в две-три смены работают, и времени на студентов не хватает. А ведь у нас в стране существуют программы, когда предприятия, которые берут на работу инвалидов, освобождаются от какой-то части налогов. Может быть, предприятия, которые сотрудничают с колледжами, тоже надо поощрять. Предприятия должны быть в нас заинтересованы, мы же на них работаем! А они сейчас считают, что наши студенты у них отнимают время. У нас, конечно, в любом случае все студенты проходят производственную практику, но для этого нам приходится уговаривать предприятия.

Каким образом предприятия берут на работу выпускников колледжа?

Когда ученики выпускаются и приходят на защиту, они выбирают лучших. Потом обучают, и конкретно на тот станок, где они будут работать. Иногда на работу берут студентов со второго или третьего курса, пришедших на практику. Например, студента, который участвовал в финале Национального чемпионата WorldSkills в мае, уже взяли на практику на предприятие, и на чемпионат WorldSkills Hi-Tech он поедет уже от работодателя. Токарь, который ездил на чемпионат от области и затем занял первое место в чемпионате WorldSkills в Ярославле, тоже уже работает и собирается поехать на WorldSkills Hi-Tech от предприятия.

Но это исключения, и обычно устроить студентам производственную практику трудно, с ними надо кому-то заниматься. Предприятия в этом не заинтересованы и считают, что мы – обуза и мешаем им.

Что Вы думаете о движении WorldSkills Russia и какие перспективы для преподавателей и участников открывают чемпионаты профессионального мастерства?

Проект, конечно, нужный. Я думаю, он послужит толчком в обучении, развитии учебных заведений. Дети, которые участвовали в чемпионатах, уже «болеют» этим, собираются участвовать дальше, самосовершенствоваться. Мы им дали азы, а они уже дальше развиваются самостоятельно. И глядя на них, другие студенты, даже второкурсники, тоже начинают интересоваться соревнованиями. Чемпионаты профессионального мастерства повышают имидж и престиж учебных заведений-участников. И это приносит результат – на наладчиков станков в колледже теперь конкурс, хотя всегда был недобор.

Как Вы считаете, почему движение WorldSkills важно в условиях текущей экономической ситуации?

Это важно потому, что позволит поднять имидж рабочих профессий. Раньше в станочники шли только те, кого больше никуда не брали, и работа у станка считались грязной. Движение WorldSkills повышает имидж профессии и вносит свой вклад в развитие производства. Наши студенты-участники чемпионатов WorldSkills поступают работать на производство, делятся опытом с чемпионата, рассказывают об используемых там станках, и предприятия стали закупать нужное оборудование. Некоторые производства даже стараются подтягивать свой уровень под уровень соревнований WorldSkills.

На какую зарплату может рассчитывать в регионе квалифицированный токарь-фрезеровщик?

Из нашего колледжа именно по профессии «токарь-фрезеровщик» ребята не работают, они работают наладчиками станков или операторами. Заработная плата составляет примерно 50 тыс. рублей – это выше среднего. Наладчики у нас – востребованная профессия с хорошей зарплатой, соответственно, на нее в колледже теперь хороший конкурс. Представители заводов приходят на защиту и выбирают лучших. Всем подряд устроиться не удается. А тех, кто смог устроиться на предприятие, завод ценит как хороших специалистов, и стимулируют достойной заработной платой. У нас заводов много, город промышленный. Только крупных градообразующих предприятий у нас пять, поэтому за хороших специалистов ведется борьба. Станочник – самая востребованная профессия не только в городе, но и во всей области.

Почему Вы работаете в системе образования? Наверняка, заработать на предприятии можно больше.

Мне нравится работать на станках, я работала оператором. Преподавать – это немного другое. Для меня это общение с детьми, выполнение разнообразной, не монотонной работы, творчество и обучение. Раньше я думала, что учить других работе на станках проще. Но когда пришла мастером производственного обучения, поняла, что общаться с детьми и учить их намного сложнее, чем просто стоять у станка. Дети попадаются разные, все со своими характерами. К каждому нужен свой подход, под каждого приходится подстраиваться. Это сложнее и интереснее.