Российско-Германская рабочая группа по профессиональному образованию разработает систему мониторинга практико-ориентированного обучения в России

22.05.2015

Российско-Германская рабочая группа по профессиональному образованию разработает систему мониторинга практико-ориентированного обучения в России

21 мая 2015 года в рамках Деловой программы финала III Национального чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills состоялось заседание Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию. Группа обсудила результаты совместных действий по внедрению практико-ориентированного обучения в системе среднего профессионального образования и наметила дальнейшие совместные шаги по развитию сотрудничества.

Открывая заседание, Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрауки Российской Федерации, поделилась с немецкими коллегами успехами России в развитии профессионального образования за минувший год: «В Послании федеральному собранию в декабре 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу к 2020 году обеспечить обучение по 50 самым востребованным профессиям на основе мировых стандартов и современном оборудовании. В настоящее время разработан комплекс мер по развитию практико-ориентированного обучения, и все регионы, торгово-промышленные палаты, ключевые российские предприятия приступили к его реализации».

Наталия Золотарева поблагодарила представителей немецкой делегации за сотрудничество и отметила, что их опыт по внедрению практико-ориентированного образования неоценим для масштабирования модели дуального образования в регионы: «Сейчас перед нами стоит задача выстроить систему мониторинга качества подготовки кадров. Мы планируем изменить схему итогового экзамена, в том числе выделить один демонстрационный экзамен в техникумах и запустить пилотный проект по использованию заданий WorldSkills. Мы приглашаем вас к сотрудничеству по этому направлению, уверена, это будет отличным продолжением нашего взаимодействия».

Екатерина Лошкарева, руководитель департамента мониторинга и реализации Национальной системы компетенций и квалификаций Агентства стратегических инициатив, сообщила, что в настоящее время Агентством в сотрудничестве с профильными министерствами обсуждается вопрос разработки регионального стандарта кадрового обеспечения экономического развития. У Агентства есть успешный опыт разработки регионального инвестиционного стандарта на основе использования лучших практик и инструментов стандартизации: «Реализуя проект практико-ориентированного обучения не первый год, мы приходим к выводу, что лучшие практики дуального обучения, которые есть у германской стороны, есть уже у нас, мы сможем упаковать в региональный стандарт. Так регионы получат внятный сигнал, как это все внедрить у себя на территории».

Маэнэл Фритйоф, заместитель генерального директора отдела международного сотрудничества Федерального министерства образования и научных исследований Германии, рассказал о приоритетах, которые сейчас стоят перед образовательными организациями Германии и подчеркнул, что вопросы, которые решают в России, актуальны и для Германии, несмотря на богатый опыт страны в решении задач практико-ориентированного обучения, когда студент колледжа часть учебной программы проходит в аудитории, часть – на предприятии: «Мы находимся перед вызовами, на которые необходимо найти адекватные решения. Во-первых, это профориентация молодых людей, повышение уважения и престижа рабочих профессий. Несколько лет назад в Германии была поставлена цель привлечения не менее 40% молодых людей в профессиональное образование. Мы эту цель перевыполнили. Второй вызов – взаимопроникновение между разными образовательными системами, поиск решения, как человеку, выросшему в другой образовательной системе, адаптироваться при смене культуры, традиций и технологий образования».

Екатерина Лошкарева рассказала коллегам из Германии, как за минувший год развивался проект внедрения элементов дуального образования в пилотных российских регионах. С сентября 2014 года в регионах-участниках проекта в профессиональных образовательных учреждениях началось обучение студентов по дуальной модели по разработанным под требования работодателей образовательным программам. На предприятиях за студентами закреплены наставники, задачей которых является, в том числе, адаптация студентов к производственной деятельности и корпоративной культуре.

В марте и апреле 2015 года к реализации проекта присоединились Белгородская и Тамбовская области. Таким образом, в настоящее время участниками проекта являются 12 регионов (Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская, Белгородская, Тамбовская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан.), 106 учебных заведений и 114 предприятий. В пилотных регионах по дуальной модели обучаются 16 654 студента, за студентами на предприятиях закреплены 3 524 наставника. В ближайшее время к реализации проекта подключается Самарская область, в которой будет тиражироваться опыт ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» (Ярославская область) и ОАО «Пермский моторный завод» (Пермский край), входящих в корпорацию ОДК.

В ходе заседания рабочей группы были также представлены промежуточные результаты участия России в проекте VETnet. Проект VETnet (German Chambers Worldwide network for cooperative, work based Vocational Education & Training) и осуществляется при поддержке Федерального министерства образования и научных исследований ФРГ в 11 странах. Наряду с Россией в число стран-участниц входят Бразилия, Китай, Греция, Индия, Италия, Латвия, Португалия, Словакия, Испания и Таиланд. В рамках этого проекта и стратегической концепции «Экспорт профобразования», разработанной Союзом торгово-промышленных и внешнеторговых палат Германии (DIHK), Российско-Германская ВТП оказывает содействие своим компаниям-членам в процессе внедрения элементов системы дуального образования в России. Такая поддержка невозможна без тесного сотрудничества с государственными учреждениями федерального и регионального уровней, образовательными учреждениями и ТПП.

По результатам заседания Российско-Германская рабочая группа наметила шаги по дальнейшему сотрудничеству, ключевыми событиями которого станут Международная промышленная выставка «Иннопром 2015» (июль), Международная конференция «Интернационализация профессионального образования» (сентябрь), Деловая программа Чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech (конец октября-начало ноября), Международная конгресс-выставка Global Education – Образование без границ (конец ноября).

В заключении Наталия Золотарева подчеркнула: «В 2016 году проект АСИ официально должен быть завершен. Но это не означает, что завершится наша деятельность по внедрению элементов дуального обучения в Российской Федерации. Разработанный Департаментом Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 – 2020 годы в качестве одного из направлений работы определяет последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения. Методические рекомендации 2015 года – это только отправная точка дальнейшей работы. Интерес к дуальной системе в российских регионах велик и мы будем продолжать работу в рамках других инициатив. В частности, при модернизации региональных программ развития профессионального образования».

7M2A5597 7M2A5592