Получить рабочую специальность престижно и выгодно

23.03.2015

Получить рабочую специальность престижно и выгодно

Быть монтером хорошо, а шофером лучше.

Что будет с системой профессионального образования в непростых экономических условиях? Сможет ли она помочь людям, потерявшим работу? Директор департамента по подготовке рабочих кадров и дополнительному профессиональному образованию Мин­обрнауки России Наталия Золотарева заверила «МК», что система СПО готова противостоять кризису.

— Наталия Михайловна, сколько колледжей пережили коллапс 90-х?

— Несмотря на то что кризис 90-х ударил по системе профобразования (СПО), часть колледжей закрылась, а ценные преподавательские кадры ушли, большая часть системы среднего профессионального образования все же выстояла и последнее десятилетие активно развивается. Сейчас она третья в стране по масштабу после школьного и вузовского образования: почти 3 млн студентов получают рабочие и технические специальности в более чем 4 тыс. техникумов и колледжей, а также в 400 вузах, которые также реализуют программы СПО.

— И государство поддерживает этот процесс?

— Масштабная поддержка системы среднего профобразования на государственном уровне началась с нацпроекта «Образование» в 2007 году, когда регионам были выделены значительные средства на приобретение в техникумы современного оборудования. Министерством утверждена и вот уже два года реализуется «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ до 2020 года». Сегодня субсидии на развитие региональных систем профобразования, которые обеспечивают кадрами приоритетные отрасли экономики, второй год получают 45 регионов.

— Есть точка зрения, что за подготовку рабочих кадров должен платить бизнес…

— Государство ни в коем случае не снимает с себя обязательств по поддержке системы профобразования на должном уровне. Но современное производство, технологии быстро меняются. И без взаимодействия с реальным производством предприятиям качественно подготовить рабочих невозможно. Новые модели деятельности СПО, которые сейчас появились в регионах, базируются на принципе взаимодействия власти, бизнеса и техникумов на уровне региона в целом. Две новации представляются наиболее перспективными: создание региональных отраслевых кластеров, объединяющих местные колледжи с ключевыми отраслевыми предприятиями, и реализация практико-ориентированного (дуального) обучения. В рамках первой отраслевой совет кластера решает, сколько и каких готовить кадров, куда направлять на практику, где трудоустраивать и как оценивать качество подготовки. Вторая предусматривает значительное усиление участия работодателей и представителей производств на всех этапах образовательного процесса — от приема до трудоустройства выпускников, а также резкий рост практики: студент проводит на предприятии не менее 50% учебного времени, включая практические и теоретические занятия. Эта модель очень популярна в Германии. Но мы, изучив зарубежный опыт, создаем собственную модель практикоориентированного обучения. Так, например, вскоре поменяем федеральные государственные образовательные стандарты СПО: минимальное число часов на производственную практику будет увеличено до 30%, и плюс еще техникум сам может принять решение об увеличении практики. Апробацию обновленных стандартов подготовки уже ведут 10 регионов, а до сентября 2016 года изменения будут внесены во все федеральные стандарты среднего профобразования.

— Можно подробнее про «дуальное обучение»…

— В рамках такой практико-ориентированной модели обучения в регионах — например, Белгородской, Свердловской, Калужской областях, Республике Татарстан — предприятия создают у себя учебные места или целые учебные подразделения для обучения студентов, выделяют постоянных наставников. Также предприятия создают в техникумах свои учебно-производственные площадки и прямо там моделируют часть технологического процесса и производственной среды, вплоть до элементов разметки в цехах предприятия, куда потом попадут выпускники. Следующий этап — повышение доверия к процедуре оценки качества подготовки. Работодатели традиционно осуществляют ее через участие в итоговой госаттестации выпускников. Но настало время также увязать квалификацию выпускника со специальной сертификацией, которую проводят работодатели. Кстати, практико-ориентированная (дуальная) модель обучения наиболее эффективно реализуется в рамках региональных отраслевых кластеров.

Источник: Московский Комсомолец