По стандартам WorldSkills. Какие перемены ждут систему профобразования

06.07.2017

По стандартам WorldSkills. Какие перемены ждут систему профобразования

В нынешнем году 15,5 тыс. выпускников колледжей и профессиональных училищ сдают экзамены по стандартам WorldSkills.

Что это за стандарты такие и каким образом теперь будут оцениваться результаты профессионального образования, «АиФ» рассказывает заместитель гендиректора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Дмитрий Глушко.

Комиссия – за каменной стеной

Елена Воронова, «АиФ»: Что это за «новый поворот» в образовании, на что настраиваться теперь будущим сварщикам, поварам, станочникам, кровельщикам?

Дмитрий Глушко: Настраиваться надо прежде всего на работу – честную, ответственную и профессиональную. С 1 января этого года в России стартовал пилотный проект по внедрению итогового демонстрационного экзамена, в течение которого выпускник колледжа имеет возможность наглядно показать, чему он научился за эти годы и насколько хорошо овладел профессией. Если это повар, то он готовит обед, парикмахер делает сложную стрижку, токарь вытачивает деталь по заданным чертежам, плиточник облицовывает заданные поверхности, каменщик кладёт стену и так далее.

– Каменные стены, сварочные работы прямо на экзамене?

– Разумеется, ведь эксперты должны оценить, чему научился выпускник, с какими навыками он выходит на рынок труда. Стандарты WorldSkills – высокий уровень мастерства, умение работать с высокотехнологичным современным оборудованием. Вообще сам экзамен – такой мини-чемпионат на площадке учебного заведения, практический показ того, что конкретно умеет делать молодой рабочий.

Супчик в теории

– А обычно как проходит экзамен в российских училищах?

– В любом колледже после окончания обучения вручают диплом, в котором написано, какой квалификацией обладает выпускник. До недавнего времени существовало два варианта получения диплома о среднем специальном образовании. Первый годится для выпускников, получивших начальное профессиональное образование (это рабочие, например). Они выполняют квалификационную работу, содержание которой определяет сам колледж: скажем, повар должен поджарить две котлеты, а плотник – остругать доску и сделать табуретку… То есть принципы квалификации определяет само училище в соответствии со своими представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в данной профессии. Второй вариант сдачи экзамена практикуется для выпускников – будущих специалистов среднего звена, которые защищают дипломную работу. Это теоретический экзамен, на котором учащийся на словах доказывает комиссии, какой он хороший повар и как ловко он варит какой-нибудь фасолевый супчик.

– Теоретическим супом сыт не будешь.

– Разумеется, и выяснить, что за специалиста мы выпускаем, таким образом тоже невозможно. Однако человек получает диплом и идёт устраиваться на работу, хотя о его умениях можно судить только с его собственных слов. Новый же стандарт экзамена подразумевает публичную демонстрацию мастерства выпускника колледжа, причём это мастерство регламентировано международными стандартами WorldSkills.

AV8I7641

Победитель «на вылет»?

– А что послужило толчком для перехода к новой системе приёма экзаменов?

– В прошлом году сборная нашей страны вернулась с международных состязаний WorldSkills в Гётеборге, где она завоевала больше всех медалей, после чего с ребятами встретился президент Путин. Результатом этой встречи стало его поручение к 2020 году перевести половину всех колледжей страны – а у нас их 3,5 тыс. – на подготовку молодых специалистов по международным стандартам с одновременным внедрением демонстрационного экзамена. Он отметил также, что результаты соревнований могут быть приравнены к итоговой аттестации.

– То есть победитель может не сдавать выпускные экзамены? А почему речь зашла об этом?

– Потому что Путин разговорился с одной из участниц, спросил её, где учится, а девочка ответила, что, скорее всего, уже нигде, потому что её собираются отчислить из училища. Пока она готовилась к соревнованиям, нарабатывая мастерство, пропустила много занятий, и теперь эти прогулы могут выйти ей боком. Президент удивился: как можно отчислить мастера, знающего своё дело настолько хорошо, что международные эксперты присудили ему победу?

Зачем вам пароконвектомат?

– Как обеспечить условия для сдачи экзамена? ведь для этого нужно оснастить колледжи всем необходимым оборудованием, станками, материалами. Кто будет оплачивать этот дорогой «банкет»?

– В проект по внедрению демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills уже включились 26 регионов России – Хабаровский край, Якутия, Новосибирск, Красноярск, Тюмень, Мурманская, Нижегородская области, Татарстан и многие другие. Они готовы выделять деньги из своих бюджетов на оснащение колледжей и подготовку преподавателей. Потому что хорошо понимают – это лучшее вложение в их собст­венное будущее: в рабочие руки будущих мастеров, специа­листов, профессионалов. Причём оборудование планируется закупать не просто лучшее, а самое современное, которое даже опережает сегодняшний рынок. Мы должны готовить людей завтрашнего дня, которые смогут работать с самой передовой техникой. Например, существует такая штука, как паро­конвектомат, – это невероятно сложная высоко­технологичная духовка, которую сегодня может позволить себе далеко не каждый московский ресторан. Но некоторые российские учебные заведения уже закупают паро­конвектоматы для занятий. Обучение должно быть опережающим, чтобы специалисты могли работать как с примитивными сковородками, так и с современным оборудованием.

– Но это же очень дорого.

– Конечно, поэтому подобные нововведения надо внедрять постепенно и тщательно продумывать стратегию. И сейчас перед нами стоят две важнейшие задачи: мы должны разработать документы, регулирующие нормативы образования в рамках итоговой аттестации, и отрегулировать модель проведения самой аттестации. Экзамен нельзя превращать в безумный конвейер, ведь каждый выпускник должен выполнить работу в строго отведённые сроки и очень качественно.

– Но разве можно успеть проэкзаменовать таким образом целый курс всего за две недели?

– Разумеется, это очень сложно, поэтому мы считаем, что период сдачи итоговой аттестации должен быть не 14 дней, а, например, тянуться весь период последнего учебного полугодия – всё равно в это время, как правило, учащиеся проходят практику. А если бы существовал график, по которому ребята могли бы приходить и спокойно выполнять экзаменационное задание, то в этом случае всем хватило бы и времени, и дорогостоящих рабочих мест.

– Как оцениваются итоговые работы?

– По стандартам WorldSkills, признанным во всём мире. Это система оценок в баллах, учитывающая массу параметров для каждой профессии. И не надо бояться слова «стандарты», ведь наша задача – не воспитание одного-единственного чемпиона, который победит на международных состязаниях, а массовая подготовка мастеров, каждый из которых работает на уровне чемпиона. Наши выпускники обычные ребята, профессионалы, которые завтра выйдут на рынок труда.

– Получается, от введения новых стандартов выиграют в первую очередь молодые рабочие?

– И рабочие, которые смогут получить востребованную профессию и повысить таким образом собственную стоимость на рынке труда, и работодатели, которым мы даём понятный механизм отбора рабочих кадров. Но в первую очередь выиграет Россия, в которой будет появляться всё больше высокопрофессиональных специалистов.

Источник: Еженедельник “Аргументы и Факты” № 27 05/07/2017

Подписывайтесь на наши новости в  Telegram .