К 2035 году более половины рынка труда будет в сфере «человекоцентрированных услуг»

18.05.2017

К 2035 году более половины рынка труда будет в сфере «человекоцентрированных услуг»

Если сегодня около 60% рабочих мест прямо или косвенно обслуживают систему массового производства, то к 2035 году доля высококвалифицированных рабочих мест в этой сфере снизится до 10-15%. Зато в сфере «человекоцентрированных услуг» – образовании и здравоохранении – вырастет до 50-60%. Об этом в ходе панельной дискуссии «FutureSkills: навыки будущего» в финале V Национального чемпионата в Краснодаре заявил руководитель исследовательского направления FutureSkills, соавтор «Атласа новых профессий» Дмитрий Судаков.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что «профессии будущего» можно подразделить на три блока – умирающие профессии сегодняшнего дня, трансформирующиеся современные профессии и абсолютно новые профессии, которые будут востребованы в связи с появлением новых технологий.

По словам старшего мастера производственного обучения Образовательного центра ОАО «ПНТЗ» Вячеслава Орлова, по итогам исследований в группе ЧТПЗ были выделены следующие профессии будущего: специалист автоматизированной промышленной диагностики, технотроник (технолог с навыками ремонта узлов), прогнозист отказов оборудования и команда «Ремонтник 2.0» – специалисты, которые на основе анализа некачественной детали или отчета о проведенном с ошибками процессе умеют определить наличие неисправности и исправить ее.

Глава «Festo Didactic Россия» Андрей Шпитов отметил, что сегодня необходимо задумываться о «Квалификации 4.0», соответствующей новому промышленному укладу, основой которого станет взаимодействие роботов с людьми. «Новые технологии разгружают людей от рутинных процедур. Однако это не значит, что вырастет безработица: изменится функционал сотрудников. Увеличится количество процедур и процессов, которые сможет контролировать один специалист, кроме того они придется плотно взаимодействовать с разработчиками смежных систем и процессов. Кроме того, появятся сервисные специалисты нового поколения».

Опыт ведущих производственных предприятий подтверждает выводы экспертов. В частности, по словам исполнительного директора компании «Сибур» Василия Номоконова, современный оператор на заводе, построенном в последние 20 лет, мало отличается от ИТ-специалиста: он за компьютером управляет автоматизированным технологическим процессом. «Мы используем беспилотники для анализа, например, целостности продуктопроводов и эффективности строительных работ. Внедряем технологии виртуальной реальности и то, что принято сейчас называть Big Data. В каком-то смысле мы набираем не химиков, а ИТ-инженеров с химическим бэкграундом. Конечно, это не значит, что мы совсем исключили ручной труд или больше не надо делать обходы. Но это все-таки как небо и земля по сравнению с тем, что было раньше. К примеру, в СИБУРе уровень автоматизации производства с 2003 года вырос в 9 раз», – отметил Номоконов.

FutureSkills – одна из приоритетных инициатив движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Это соревнования по малораспространенным, но перспективным компетенциям, которые пока не стандартизированы. Согласно взятым на себя обязательствам в рамках заявочной кампании на проведение мирового чемпионата WSC 2019 года, Россия активно развивает блок FutureSkills. Являясь одним из лидеров развития данного блока, Союз «Ворлдскиллс Россия» стремится вывести компетенции FutureSkills в основной блок соревнований к мировому чемпионату 2019 года в Казани.

Подписывайтесь на наши новости в  Telegram .