Екатерина Лошкарева: Модель «твердых» и «мягких» навыков устарела

29.11.2017

Екатерина Лошкарева: Модель «твердых» и «мягких» навыков устарела

Чтобы подготовиться к переменам в экономике будущего, специалистам предстоит приспособиться под новые требования к своим навыкам. Иметь профессиональную квалификацию и коммуникативные способности – hard skills и soft skills – в «новом сложном мире» будет недостаточно. К «твердым» и «мягким» добавятся мета-навыки, считают эксперты.

Медиаграмотность, эмоциональный интеллект и способность к удержанию внимания – часть того набора качеств, которые будут цениться на рынке труда в перспективе 2018 – 2022 года. Эти и другие изменения обсудили сегодня в рамках проектной сессии на межвузовском чемпионате WorldSkills Russia в Москве авторы доклада «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире».

«Модель «твердых» и «мягких» навыков устарела. Говоря о hard skills – в течение жизни мы вынуждены их постоянно менять. И поколению наших детей придется менять их еще чаще – невозможно освоить одну профессию на 30 лет», - отметила официальный делегат от России в WorldSkills International Екатерина Лошкарева.

В экономике будущего значимыми будут готовность к миру неопределённости и так называемые «новые грамотности»: цифровая грамотность и гигиена, экологическое мышление, способность к сотрудничеству и совместной работе. В связи с трансформацией большинства профессий фокус смещается с профессионализма

«Кросс-контекстные навыки – например, организация своего времени, - кажутся менее важными, но на самом деле они в значительной мере влияют на результат работы, - сказала Екатерина Лошкарева. – Ядро личности составляют экзистенциальные навыки - meta-skills. Они связаны с глубинными основаниями наших поступков и отношением к делу». Это осознанность, жизнестойкость, креативность, решительность, сострадание и стремление к постоянному развитию.

«Из них невероятно важен навык управления вниманием. Мы все постоянно отвлекаемся. Это кажется мелочью, но именно из таких мелочей связывается успех молодых людей», – добавила Лошкарева.

Главный тренд экономики будущего – это ускорение и изменение. «В быстроменяющемся мире человеку будет важно понимать, что он хочет делать. Если выбирать профессию по востребованности, то придется постоянно переучиваться. Отсутствие целеполагания приведет к ситуации, непродуктивной для обучения», - отметил эксперт Global Education Futures Иван Ниненко.

«Нет конкретных профессий будущего, к которым надо учить. Необходимо менять сам подход к обучению, в том числе для профессий, которые казались очень понятными в предыдущем укладе. Сам подход к обучению требует трансформации», - заключил Иван Ниненко.

Новые требования к навыкам будут учитываться при разработке новых и трансформации существующих компетенций WorldSkills, которые призваны продемонстрировать миру подготовку кадров для новой экономики. Они объединены в блок FutureSkills, и для соревнований по ним на чемпионате мира в Казани выделят 10 000 квадратных метров.

В исследовании и разработке компетенций и навыков будущего в рамках международной инициативы России FutureSkills примут участие отечественные вузы.

Напомним, на WorldSkills Hi-Tech 2017 крупнейшие промышленные компании и ключевые игроки IT-сектора договорились о совместном проектировании компетенций блока FutureSkills.